Приглашаю всех на мой новый канал!

Подписаться на канал "Ты видеограф"

24 Июль 13
Просмотров: 24925

Обзор и тестирование объектива Гелиос 44-М-4 58 мм. Советский объектив Helios 44-M-4

 Обзор и тестирование советского объектива Гелиос-44-М-4 (Helios-44-M-4) 58 мм.

Иногда, по роду своей деятельности я встречаю, в том числе, и свадебных фотографов, которые для портретной съемки используют старые советские объективы. Используют их только на "кропнутых" камерах, т.к. ставить такие объективы на полный кадр - явный моветон. 
Так что же это, желание сэкономить на покупке нового "портретника" или, действительно, оптика производства СССР обладает и по сей день выдающимися характеристиками?
 
 
Для ответа на этот вопрос от моего первого фотоаппарата детства "Зенит-19" был откручен объектив "Гелиос-44М-4" 58мм и через переходное кольцо с М42 резьбы на Canon'овский байонет с "одуванчиком" (микросхема подтверждения фокусировки) был установлен на Canon 7D. Кстати, он, в свою очередь, сообщает фотокамере всегда одно и то же значение диафрагмы - F1.4. При желании, конечно, его можно перепрограммировать на нужное значение, но у нас совсем не тот случай и не те задачи. 
 
 
 
Сразу скажу, что я много слышал и плохого и хорошего про советскую оптику. Делали тогда и, определенно, хорошие модели, и достаточно посредственные. Отвлекаться на них мы не будем. Также очень многие любят поговорить насчет "падения резкости по краям". Так, кстати, вы всегда можете отличить делетанта, потому что профессионал и так знает, что подобное явление всегда имеет место на объективах с фиксированным фокусным расстоянием. Вот, например, для нашего рассматриваемого объектива характеристики такие: Разрешающая способность (центр/край) - 40/20 линий/мм, т.е. и так понятно, что по краям резкость ниже. Но, поскольку мы используем данный объектив на "кропе", то для нас это явление не будет иметь большого значения.
 
Во всех приведенных фотографиях корректировалась только экспозиция в RAW (если требовалось). Резкость и контрастность везде оставлена без изменений.
 
Фотографирование на открытых диафрагмах.
 
На APS-C матрице Canon эквивалентное фокусное расстояние этого объектива составляет 93 мм. Т.е. прямое назначение этого объектива - съемка портретов. Портреты, как известно, снимают на открытой диафрагме, и вот тут нас ждет первый неприятный сюрприз. У данного объектива с конкретно этим переходным кольцом достаточно неприятный фронт-фокус. Поэтому на датчик подтверждения фокусировки на диафрагмах 2.0-2.8 уже можно не рассчитывать. Фокусировочные экраны у Canon можно поставить только в сервисном центре и ради этого объектива такого уж точно делать никто не будет.
 
 
Из-за малой глубины резкости, поле ГРИП будет как раз перед объектом съемки (как на картинке с кошкой, где датчик фокусировки подтвердил резкость по носу кошки на центральной точке, а в фокусе оказалась полоска асфальта перед ней).
 
 
  
Фронт-фокус объектива на диафрагме F2. Кликните для увеличения.
 
Поэтому для того, чтобы заставить нужный объект уместиться в зоне ГРИП придется делать 3-4 снимка с небольшим изменением фокуса. 
В результате, можно добиться следующего эффекта:
  
 
F2, 1/8000, ISO 100. Кликните для увеличения.        
 
 
 
 
 
        
 
Что мы видим? Для портретной съемки резкости на F2-2.8 явно не хватает. А листочки фотографировать - это не наше увлечение. Придется закрывать диафрагму до F4. И вот тут объектив начинает показывать все, на что он способен. Картинка выглядит куда интереснее. На этой диафрагме уже можно работать по сигналу подтверждения фокусировки, но нужно очень внимательно следить за точкой фокуса. Резкость вполне приличная по всему полю кадра (за счет того, что из-за "кропнутой" матрицы используется только центральная часть объектива):
 
 
 
 
 
 
F4, 1/2000, ISO 100. Кликните для увеличения.            
  
 
F4, 1/320, ISO 100, Crop 60%. Кликните для увеличения.
 
Боке. На значениях диафрагмы 2-2.8 боке неплохое. На F4 оно, честно говоря, немного нервозное вкупе с присущим всем объективам Гелиос радиальным закручиванием. Хотя, некоторые скажут, что что-то в этом есть, но мне оно не нравится. На Helios 44-M-4 используется 6-лепестковая диафрагма.
 
 
 Боке на F4, 1/400, ISO 100. 
 
Фотографирование на закрытых диафрагмах.
Для начала сравним картинку и размытие фона на разных значения диафрагмы. Фокусировка во всех случаях установлена по листику на переднем плане.
 
 
 
F2
   
 
F2.8
 
 
F4
 
                   
F8
 
 
F16                                                                                                            
 
Все, что дальше, сфотографировано на F16.
 
 
F16, 1/160, ISO 200. Кликните для увеличения.           
 
 
 
 
 
 
 
Заметно, что кадрам не хватает резкости, но в целом, неплохо. На уровне современных "китовых" объективов, и то, те могут похвастать похожей резкостью только на F8 и уж ГРИП такую точно не дадут. Возможно, ситуацию улучшила бы съемка со штатива и Гелиос показал бы нам "звенящую" резкость на закрытой диафрагме? Я думаю, все же, нет. Но особо уделять значению этому факту не будем, т.к. на объектив 93мм есть смысл снимать только портреты.
 
Качество изображения.
Если отбросить замыливание на многих значениях диафрагмы и рассматривать остальные параметры качества картинки, то с этим у Гелиос 44 все не так уж плохо. Можете посмотреть на кончики иголок у елки (диафрагма F2), заметны легкие зеленые ореолы вокруг, но это куда лучше, чем на многих современных объективах. На закрытой диафрагме все становится вообще идеально. Посмотрите на провода или на ветки, все четко и без искажений. Цветопередача отличная. Контрастность на открытой диафрагме тоже на уровне, уж точно лучше, чем на Canon EF 50mm f/1.8II.
 
 
 
Но случается и такое, как на картинке с храмом. Посмотрите как четко выражены аберрации на проводе, в том месте, где он на фоне неба. И обратите внимание, что более тонкий провод вообще меняет свой цвет на этих участках:
 
 
 
 
 
Управление и удобство использования.
Помимо того, что управление фокусировкой происходит в ручном режиме, приготовьтесь еще и к полностью ручной экспозиции. На диафрагмах F2-4 можно снимать в авторежиме с приоритетом диафрагмы. "Одуванчик" будет сообщать фотоаппарату всегда одинаковое значение F1.4. Но вот стоит вам попробовать диафрагменные числа 5.6-16, так тут уже начинается совсем что-то неладное. Погрешность авто-экспозиции может составлять до 2,5 единиц! Но т.к. основное предназначение этого объектива на "кропе" -  это съемка портретов, то F4 будет для вас оптимальным выбором, и в ручную настраивать выдержку вам, в большинстве случаев, не придется.
 
Ход фокусировочного кольца очень плавный и длинный, но очень тугой. Помимо этого, он инерционный, что полезно для видеосъемки, но об этом ниже.
В принципе, если отбросить прочие условия, то крутить Гелиос значительно приятнее и удобнее, чем тот же дешевенький Canon EF 50mm f/1.8II.
Еще меня удивила система срабатывания подтверждения резкости на фотоаппарате. На обычных "кэноновских" USM объективах с гораздо более скоростных ходом фокусировочного кольца, поймать фокус в ручном режиме получается значительно легче. Хотя должно быть все, как раз, наоборот.
 
Использование для видеосъемки.
Поскольку основной род моей деятельности это видеосъемка, то немного слов о том, как я нахожу применение этому объективу. Из-за отсутствия стабилизатора снимать на него с рук невозможно. Но я с рук и не снимаю никогда, всегда используется риг, штатив или стедикам.
В кинопроизводстве объектив 85мм - незаменим. Вы просто обязаны иметь 35 мм, 85 мм и 135 мм, плюс широкоугольный объектив и хороший телевик на ваш вкус. Но для обычных съемок, вполне достаточно полнокадрового Canon EF 24-105mm f/4L IS USM на Марк III. На "кропе" же он превращается в 38-168, поэтому можно использовать его в связке с широкоугольным объективом, либо снимать такие сцены вообще на другую камеру (что гораздо быстрее при наличии ассистента).
 
Так зачем же нам использовать старенький Helios 44-M-4 для видеосъемки? Я его использую при записи интервью в темных помещениях на диафрагме 2.8, чтобы не ставить внешнее стационарное освещение, пожирающее киловатты и нагревающее комнату. Но вот что действительно круто в этом объективе - так это инерционное кольцо фокусировки! По физическим ощущениям, оно такое же как на профессиональных  кинообъективах Canon PL-mount. То есть вы можете плавно управлять фокусом на движущихся объектах даже без использования фоллоу-фокуса. Кстати, на Гелиос вы его и так не сможете поставить. Во-первых, из-за того, что кольцо фокусировки не круглое, а во-вторых, что на фоллоу-фокусе усилие будет еще больше и вы его либо не сможете крутить, либо поломаете, ну или разболтаете всю систему.
 
Примеры снимков:
 
 
 
 
 
 
                               
 
 
Выводы: для себя я пришел к выводу, что этот объектив можно использовать лишь в некоторых случаях, а лучше не использовать вообще. Хорошую картинку этот объектив выдает только на F4. На F2-2.8 не хватает резкости, плюс заморочки из-за фронт-фокуса с китайскими переходными кольцами. Из-за дерганого боке, диафрагмы 5.6-11 практически не применимы для художественной съемки. На F16, опять же, немного не хватает резкости (либо использовать штатив, либо поднимать ISO, немного поможет). Из-за отсутствия стабилизатора снимать на F16 на кропнутых матрицах проблематично, т.к. выдержки становятся слишком длинными и получаются смазы, да и вообще, зачем снимать пейзажи на 93мм?
 
Достоинства: высокое качество изготовления как механической, так и оптической части. Хорошие цвета, высокая контрастность, маленькие аберрации. Длинный и плавный ход кольца фокусировки. Также может подойти для некоторых видов видеосъемки.
Недостатки: Как портретник резкий только на F4. Экспозамер корректно работает только до F4. Все, что поуже - ручная экпозиция. Тугой ход кольца фокусировки.
Как быть? Гораздо проще и удобнее купить Canon EF 50mm f/1.8II за 100$, при этом будет и афтофокус и правильный экспозамер. На F2 кэноновский фикс будет точно значительно резче, но если вы хотите снимать портреты исключительно на F4, то можно приловчиться и к особенностям управления Гелиосом. По цветопередаче и контрасту Гелиос однозначно впереди за счет лучшего качества оптики, хотя все это моментально подкручивается в RAW-конверторе. Также не забывайте, что у Гелиоса очень много модификаций и некоторые отличаются по качеству весьма значительно. 
 
Так что снимайте, экспериментируйте, ведь настоящая фотография -это всегда эксперимент. Купить Гелиос-44-М-4 можно от 150 до 350 грн. Подумайте, может сразу лучше взять полностью автоматический "фикс".  Ну а если вы профессионал, то и сами знаете, что объективы такого плана совсем не для вас.
 

Видео, снятое с применением этого объектива:

Популярное в разделе "Оборудование":

Самые читаемые:

Видеостудия Burn Media - это высококачественное видеопроизводство в Севастополе, Симферополе, Ялте и других городах Крыма. Свадебная видеосъемка премиум-уровня несколькими свадебными видеографами. Создание документальных фильмов и телепередач, а также репортажная и событийная видеосъемкаПроизводство рекламных видеороликов, видеопрезентаций и коммерческого видео любого формата и продолжительности. Видеосъемка клубных мероприятий, конференций, семинаров в Севастополе и Крыму. Наличие разнообразного высокотехнологичного съемочного оборудования позволяет нам реализовывать сложные проекты. Мы осуществляем многокамерную видеосъемку, а также видеосъемку с воздуха (аэросъемку) в Севастополе и по всему Крыму. Работая с нами вы можете быть уверены в высоком качестве результата, а так же в неукоснительном соблюдении сроков и бюджета проекта.

Севастополь и Крым на видео: